Где и когда впервые появился водный транспорт?

Где и когда впервые появился водный транспорт?

16.06.2018 Выкл. Автор admin

Сегодня мы уже не можем представить себе жизни без транспорта. Даже если удалиться куда-то в горы, для уединения с природой и своими мыслями, их обязательно прервет гудящий в небе самолет. Автобусы, машины, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси – все это окружает нас и несется куда-то по своим дорогам. По состоянию транспорта мы оцениваем благополучие страны. При помощи транспорта мы можем забраться в разнообразные уголки земли и постигнуть неведомые пространства: воду и космос.

Еще около 4000 г . до н. э. люди научились связывать несколько брёвен, пучков тростника или папируса в плот. Затем начали выдалбливать в брёвнах углубления (чёлн) , плавать на кожаных бурдюках, наполненных воздухом, и в плетёных корзинах, обтянутых кожей и пропитанных смолой. В 3000 г . до н. э. стали изготавливать суда из кусков дерева, скреплённых и проконопаченных по пазам и стыкам. Первоначально челны и плоты передвигались по течению с помощью шеста и вёсел. Затем начали использоваться паруса.

Древний Египет

В 5300 — 3500 гг. до н. э. строились папирусные гребные лодки месяцеобразного профиля, широкие, плоскодонные, с малой осадкой. Корпус — плотный мат, сплетённый из стеблей папируса в связках. Нос и корма скреплены канатом, поддерживаемым несколькими невысокими мачтами. На корме — рулевое весло.

В 4000 г . до н. э. — первые деревянные суда (максимальная длина 25—30 м, ширина — 3,5—4 м) из коротких досок (акация, инжир) . Мачта снабжена прямоугольным парусом. По бортам — один ряд гребных вёсел.

В 2000 г . до н. э. в качестве материала для строительства судов стали использовать ливанский кедр. Размеры судов: длина 30—40 м, ширина 4—6,5 м. Два рулевых весла на корме.

Древняя Финикия

В 3000—1000 гг. до н. э. строили большие морские суда с низким бортом, высоким носом, прямоугольным парусом, гребными вёслами и палубой. Впервые суда стали подразделяться на военные и торговые. Наибольшая длина судна 30—32 м, ширина 4 — 5 м . На корме — рулевое весло. Строились также рыболовные суда небольшого размера — кумбы.

Древняя Греция

В VIII — VII вв. до н. э, строились суда из дерева. Применялись дуб (киль) , акация (шпангоуты) , сосна (рангоут) , бук (обшивка) . Подводную часть корпуса для защиты от воды смолили, покрывали свинцовыми листами; весь корпус красили и натирали жиром. В качестве балласта использовали песок. Защита от волн — холщовый фальшборт. Якоря с каменным или свинцовым штоком и деревянным веретеном.

Торговые суда: длина 20—25 м, ширина 7—8 м, грузоподъёмность 800—1000 т, 1—2 мачты, паруса прямоугольные и/или трапециевидные. Два рулевых весла. Типы торговых судов: лемб, келет, керкур и др.

В V в. до н. э. в Афинах были построены специальные суда для перевозки лошадей.

Военные корабли Древней Греции различались по количеству рядов вёсел: монера, диера, триера, тетрера и т. д. Военный флот состоял главным образом из триер.

Хроники утверждали, что диеру впервые построили в Эритрее, триеру — в Коринфе, пентеру — в Саламине, суда с 6 рядами вёсел — в Сиракузах. Суда с 10 рядами вёсел были у Александра Македонского.

В III в. до н. э. была построена тессаконтера — корабль с 40 рядами вёсел (во флоте Птолемея Филопатора) с корпусом длиной 124 м, шириной 17 м, высотой надводной части борта 22 м .

В Коринфе появились первые бронированные военные корабли — катафракты.

Древний Рим

В середине III в. до н. э. строили военные корабли, которые получали названия от числа рядов вёсел (бирема, трирема, квадрирема, квинквирема и т. д.) . Для борьбы с пиратами служили быстроходные одномачтовые корабли — либурны.

Торговые суда строили из апеннинской сосны (пинии) , число мачт — от 1 до 3. Паруса прямоугольные и треугольные (латинские) .

Византия

К VIII в. н. э. строили корабли преимущественно с латинским парусом, позволяющим судну идти против ветра. Основа военного флота — корабли-дромоны (прообраз арабских дау) . Вспомогательные корабли — памфилы и селандии.