«Штайр-1500А» — основной австрийский грузовик Вермахта

«Штайр-1500А» — основной австрийский грузовик Вермахта

05.06.2018 Выкл. Автор admin

Штабной автомобиль «Штайр-270/1500А» (4х4) первого выпуска с 85-сильным бензиновым двигателем V8 воздушного охлаждения. открытым 10-местным кузовом с тентом и боковыми нишами для запасных колес. 1941 год.

Более удобный командирский кабриолет «Штайр-270/1500А» (4х4) с цельнометаллическим 4-дверным кузовом вместимостью до восьми человек и округлым задним багажником достигал скорости 100 км/ч. 1942 год.

После аннексии Австрии германское руководство сделало основную ставку на наиболее мощный и крупный австрийский военный и автомобильный концерн «Штайр- отведя ему главную роль в пополнении Вермахта новыми видами автотехники. Уже в октябре 1938 года в «Программе Шелла», предопределявшей будущую номенклатуру германского военного автопарка, в 1,5-тонной категории среди пяти компаний одна строка была посвящена будущему автомобилю «Штайр». которого тогда еще не существовало. Его не было и к концу следующего года, когда эта программа была принята к исполнению, и только в 1940 году к его разработке подключилось конструкторское бюро Фердинанда Порше в Штутгарте. Ударными темпами там был создан проект 1 ,5-тонного многоцелевого капотного автомобиля «Порше-147» (4х4) с верхнеклапанным 8-цилиндровым V-образным бензиновым двигателем воздушного охлаждения «Порше-145», который позволял использовать его в различных климатических зонах. В конце того же года появился первый штабной прототип с характерным коротким округлым капотом со сварной защитной решеткой и всеми односкатными колесами, послуживший базой серийной модели «Штайр-1500А».

В начале 1941 года с конвейера завода в Штайре стали сходить грузовики «Штайр» составившие новое семейство «Штайр-270». До конца года их было собрано 3978 единиц в двух исполнениях. Бортовой грузовик-тягач с индексом 1500A/01 снабжался цельнометаллическими двухместной кабиной, капотом и оперением, деревянной низкобортной платформой с тентом, под которой горизонтально лежало запасное колесо. Базовая штабная машина 1500A/02 в армейских исполнениях Kfz.21 или Kfz.70 отличалась упрощенным открытым 10-местным металлическим кузовом С четырьмя короткими боковыми дверями, тентом с надставными стеклами, поисковой фарой, задними крыльями и боковыми нишами с запасными колесами. Имелся также более комфортный «легковой» автомобиль с цельнометаллическим 4-дверным кузовом на 5-8 мест, боковыми «запасками» И короткими подножками, тентом и округлым задним багажником. В простом многоцелевом исполнении он имел индекс Kfz. 12, в разведывательном с радиостанцией — Kfz. 15. На шасси с кабиной в Австрии монтировали различные деревянные и цельнометаллические кузова-фургоны для оборудования радиостанций, мастерских, штабных пунктов или перевозки раненых. Их собирали фирма «Лохнер» (Lohner) и венская Вагоностроительная и кузовная компания (Karosserie und Waggonbаu). Различные пожарные машины со специальными кузовами выпускала фирма «Розенбауэр».

Автомобили «Штайр- 1500А» получили специально для них разработанный двигатель «Штайр-1500» V8 (3,5 л, 85 л.с.) с карбюратором «Солекс» (Solex), сухое однодисковое сцепление и механическую 4-ступенчатую коробку передач с двухступенчатой раздаточной и муфтой отключения переднего моста. Передние колеса подвешивались на двойных поперечных рычагах и торсионах, задний неразрезной мост с блокируемым дифференциалом — на продольных полуэллиптических рессорах. Одним из первых в мире автомобиль получил двухконтурную гидравлическую систему привода тормозов. Все серийные версии комплектовались шинами размером 7,25-20 или 190-20, а для германских частей в Северной Африке — широкопрофильными «пустынными» шинами 270-16. Вместимость одного топливного бака составляла 100 л. На части машин запасное колесо крепилось на специальных кронштейнах перед радиатором, а на боковинах капота размешался шанцевый инструмент. Колесная база всей версии составляла 3250 мм. Передняя и задняя колея — 1458 и 1572 мм соответственно. В зависимости от типа шин дорожный просвет находился в границах 275-290 мм. В разных версиях полезная нагрузка составляла 1385-1675 кг, снаряженная масса — 2500 кг, полная допустимая — 4180 кг. Максимальная скорость в зависимости от исполнения — 90-100 км/ч. Запас хода — 280-400 км. Средний расход топлива — 23,3 л на 100 км. На шасси «Штайр- 1500А» испытывали снегоходные машины с широкими передними лыжами и задними гусеницами, автодрезины на железнодорожных колесах и вездеходы с 1 ,5-метровыми металлическими колесами большого диаметра от колесного варианта гусеничного тягача RSO.

С конца 1942 года все автомобили выпускались в упрощенном исполнении, внешним проявлением которого являлось отсутствие боковых ниш во всех видах кузовов и, соответственно, боковых запасных колес. В октябре 1943 года, в процессе корректировки плана Шелла, номенклатуру всего автомобильного парка Вермахта пришлось максимально урезать, при этом конструкция всех сохранившихся в ней машин была серьезно упрошена. Как ни странно, из пяти изготовителей грузовиков 1 ,5-тонного класса, в том числе четырех немецких, в нем оставили только австрийские автомобили опередившие достаточно совершенные и распространенные, но менее мощные машины «Мерседес-Бенц L1500A». В результате с зимы 1944 года на грузовиках серии 270 монтировали прямоугольные дерево- металлические кабины фирмы «Лохнер» на 2-3 человек с плоскими двухсекционным лобовым и боковыми стеклами, фарами уменьшенного диаметра, упрощенными рулевым колесом и грузовой платформой с не откидными боковыми бортами. С началом воздушных налетов на завод объемы производства стали быстро сокращаться, и последние 100 автомобилей «Штайр-1500А» были собраны в мае 1944 года. К тому времени всех версий этих машин было выпушено 12 450 экземпляров. Параллельно с 1943 года их сборкой занимались два предприятия немецкого концерна «Ауто Унион» (Auto Union) — заводы «Вандерер» (Wanderer) в Зигмаре и «Хорьх» (Horch) в Цвиккау, причем на последнем производство сохранялось до весны 1945 года. В целом на германской территории было изготовлено 5600 машин «Штайр-1500А».

Тем временем в августе 1944 года в Австрии развернулось производство нового 2-тонного варианта «Штайр- 2000А», также относившегося к серии 270. Эта машина практически ничем не отличалась от последних упрощенных выпусков 1 ,5-тонных машин, но снабжалась в основном бортовыми кузовами и задними одно- или двускатными колесами с шинами 190-20, что соответствовало клиренсу 290 мм. Автомобиль имел полную массу 4600 кг и достигал скорости только 70 км/ч. До апреля 1945 года их собрали 6400 единиц, а в общей сложности машин серии 270 всех версий было собрано 24,5 тыс. экземпляров, что сделало их одними из наиболее распространенных грузовиков Второй мировой войны.

При частичной или полной перепечатке материалов, пожалуйста, не забывайте указывать

прямую индексируемую ссылку на сайт www.voenteh.com, уважайте и цените чужой труд!!!

Материалы, представленные на сайте собраны из открытых источников. Все права на данные материалы принадлежат их
законным правообладателям. В случае обнаружения нарушения авторских прав — просьба сообщить нам об этом через обратную связь.