Вспомогательные ссылки

Вспомогательные ссылки

21.04.2018 Выкл. Автор admin

RIA Novosti

Image caption
Автомобиль Фрезе-Яковлева на Нижегородской выставке

Российскому автомобилестроению исполнилось 120 лет. 14 июля 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде был показан первый российский автомобиль, сделанный в Санкт-Петербурге.

Двигатель и трансмиссию изготовило предприятие Евгения Яковлева, корпус, ходовую часть и колеса — экипажная фабрика Петра Фрезе.

19 июля автомобиль осмотрел Николай II, но интереса к нему не проявил.

Любопытные подробности:

  • Родина автомобиля — Германия. Первый работоспособный двигатель внутреннего сгорания создал в 1883 году Готлиб Даймлер, автомобиль построил спустя два года Карл Бенц. В 1888 году изобретатели учредили знаменитую компанию, процветающую поныне.
  • Первым автовладельцем в России был издатель «Одесского листка» Василий Навроцкий, который в 1891 году привез в родной город французскую машину марки «Панар-Левассор». Первый импортный автомобиль в Петербурге появился в 1895, в Москве в 1899 году.
  • Отставной флотский лейтенант Яковлев, по примеру Даймлера увлекшийся двигателями внутреннего сгорания, и производитель конных экипажей Фрезе (по линии жены дальний родственник российского изобретателя XVIII века Ивана Кулибина) познакомились в 1893 году на Колумбовой выставке в Чикаго, где мотор конструкции Яковлева получил бронзовую медаль. Осмотр одного из первых автомобилей Бенца навел их на мысль создать нечто подобное в России.
  • Автомобиль Фрезе-Яковлева развивал максимальную скорость до 21 км/ч и проходил без дозаправки 20 км. Двухместный открытый корпус и колеса были деревянными, в фарах ставились свечи. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель мощностью в две лошадиные силы имел водяное охлаждение, электрическое зажигание, что тогда являлось новаторством, и две передачи, обе передние. Ехать задним ходом машина не могла. Колеса вращались на бронзовых втулках.
  • Объявленная цена автомобиля составляла 1500 рублей, вдвое дешевле немецких и французских моделей. Хорошая лошадь стоила 50 рублей, рабочий получал в среднем 25 рублей в месяц.
  • Машина не сохранилась, но журналисты газеты «Авторевю» к 100-летнему юбилею изготовили по описаниям и фотографиям ее точную копию. Автомобиль способен передвигаться, но выезжать на нем со двора редакции владельцы не рискуют.
  • В 1898 году Яковлев скончался, его наследники перепрофилировали фабрику. Фрезе с 1900 года наладил серийный выпуск автомобилей с импортными двигателями. На его предприятиях в Петербурге, Москве и Варшаве были выпущены первые российские грузовики, таксомоторы, пожарные машины и кареты «скорой помощи». В 1910 году Фрезе продал дело созданной двумя годами ранее в Риге компании «Руссо-Балт».
  • Николай II приобрел свои первые автомобили (два французских «делонэ-бельвиля») в 1905 году по цене 9200 рублей каждый. Идею подсказал начальник императорской канцелярии, известный петербургский автолюбитель князь Владимир Орлов. В 1903 году он впервые прокатил царя и царицу вокруг Александровского дворца на своем «мерседесе», или, как выразился Николай, «на этой керосиновой штуке».
  • Президент США Уильям Тафт завел персональный автомобиль четырьмя годами позже российского императора. Предшественник Тафта Теодор Рузвельт не делал этого из принципа, поскольку позиционировал себя как лидера простых людей, а автомобили считал предметами роскоши.